Аптека "Для ЧЕЛОВЕКА"

Блог для трудяг фармбизнеса

Рецепты продаж в аптеке. Мастер-класс № 5

рецепты продаж в аптеке

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждый раз, когда я посещаю аптеку, я расстраиваюсь.

Ну, как же так? Столько существует тренингов по продажам для аптекарей, столько интернет-ресурсов, созданных специально для первостольников, столько профессиональных журналов на все лады учат, как выявлять потребность, как проводить презентацию товара, как не «накосячить», чтобы не пришлось потом все это расхлебывать….

Но воз и  ныне там.

Дело было сегодня.

Утро воскресенья.

Народу в аптеке – как лейкоцитов в нормальном анализе мочи – единичные в поле зрения.

А если точнее, у одной кассы – одна женщина, у другой – тоже одна женщина, т.е. я. 🙂

Важный момент. В этой аптеке установлен аптечный робот. Фармацевт теперь не ищет препараты по ящикам-накопителям. Все за него делает робот.

Первостольник  кликает по препарату в базе, робот отыскивает его на складе аптеки и «выплевывает» в специальный контейнер, который находится за спиной фармацевта в двух шагах, откуда фармацевт берет упаковки и пробивает.

Быстро, удобно, километраж за день, который проделывает сотрудник аптеки, в разы меньше, а времени на общение с покупателем в разы больше.

По крайней мере, именно для этого изобретен аптечный робот.

Диалог фармацевта с покупателем № 1

Итак, подхожу к окошечку и говорю:

П. Мне, пожалуйста, МАЗЬ  Тридерм.

Ф. (Ищет в базе). Хорошо. Что еще?

П. И Декспантенол недорогой.

Ф. Сейчас посмотрим…(Смотрит в компьютер). Так… Декспантенол – за  XX рублей, но с дексаметазоном. («Это что-то новенькое!»), Д-пантенол за XXX рублей, остальное все дороже.

Вам крем или мазь? 

П. Все равно.

Ф. Так какой давать? (Фармацевт спрашивает покупателя, не объяснив отличий.  Интересно, как мне выбрать, если бы я не была в теме?)

Хорошо, что я услышала что-то про дексаматезон, хотя это было произнесено как бы про себя.

Говорю:

П. Нет, с дексаметазоном не нужно.

Ф. Значит, останавливаемся на Д-пантеноле за XXX рублей?

П. Да.

Ф. С вас XXX рублей.

П. Пожалуйста.

А дальше выхожу из аптеки, заглядываю в пакет и вижу, что вместо мази мне дали крем Тридерм .

Ну, что? Возвращаться назад? Но я же понимаю, что сейчас будут растерянные глаза фармацевта, отнекивания и т.д., и т.п.

Да,  что там говорить, трудная ситуация будет.

Махнула рукой и пошла дальше по своим делам.

А ведь ошибки бы не произошло, если бы, пробивая чек, фармацевт произнесла:

Итак, Вы берете крем Тридерм и мазь Д-пантенол…

И тут я бы вмешалась и сказала: «Вы ошиблись! Не крем, а мазь Тридерм!».

Чуть позже зашла в другую аптеку, и опять услышала серьезный косяк первостольника. И снова по той же причине!

Смотрите:

Диалог фармацевта с покупателем № 2

П. Мне что-нибудь от насморка. Может, Снуп? Хороший препарат?

Ф. Нос заложен или течет?

П. Заложен.

Ф. Да, тогда Снуп подойдет, он с увлажняющим компонентом.

П. Давайте. А то я називин капаю, капаю, но он мне не помогает.

Дальше, как вы догадываетесь, фармацевт приносит Снуп, видимо, чтобы окончательно угробить слизистую носа, уже пострадавшую от називина… А как поступили бы вы?

А сейчас вернемся к диалогу, который я предложила вам для обсуждения в прошлый раз.

Давайте вспомним его:

Диалог фармацевта с покупателем № 3

Ф. Добрый вечер.

П. Здравствуйте, мне нужен антибиотик.

Ф. Антибиотики назначает врач…

П. Моему ребенку врач назначил антибиотик, но я отказалась, так как это очень вредно. Тогда она назначила противовирусный препарат, мы его пропили, но толку от него никакого. 

Ф. У вас сохранилось назначение?

П. Нет, и название я не помню.

Ф. Тогда я ничем не могу помочь, это далеко не безобидные лекарства и при неправильном назначении наделают куда больше проблем, чем принесут пользы.

П. Поймите, пожалуйста, у ребенка температура 39, мне нужно дать ему срочно антибиотик, иначе будет хуже.

Ф. Я вас понимаю, но сделать ничего не могу, так как антибиотиков очень много, и их назначают, исходя из заболевания, возраста, массы тела. Я не могу просто так дать вам какой-либо антибиотик.

П. Я слышала, что есть какие-то универсальные антибиотики, дайте тогда его.

Ф. Без назначения я не могу просто так дать вам такой препарат.  Дайте ребенку жаропонижающее, обильное питье, а если будет хуже,  вызовите скорую помощь, и обязательно завтра к врачу.

П. Ну пожалуйста, мне нужен антибиотик.

Ф. Вы меня не слышите? Без назначения не могу ничем помочь.

П. Дайте мне телефон заведующей, или кто тут у вас за старшего?

Ф. Я не уполномочена давать вам телефон заведующей. Вы можете прийти в рабочее время и пообщаться с заведующей лично.

П. Ну, поймите меня, я дала уже ребенку Нурофен, но температура не падает, врача не вызвать. 

Ф. Хорошо, в порядке исключения. Сколько лет, какой вес вашего ребенка?

П. 6 полных лет, вес 22 кг.

Ф. А из-за чего хотите давать антибиотик-то?

П. Так у него были сопельки неделю, горло болело, температурил, пропили противовирусное, небольшая температура сохранялась, а сегодня повысилась до 39 градусов. 

Ф. Аллергия на какие-нибудь препараты есть?

П. Да, не переносим амоксициллин.

Ф. Дам вам порошок Сумамед, разведете его, как написано в инструкции, и будете давать по 5 мл 1 раз в день. Завтра обязательно к врачу!

П. Хорошо, спасибо.

Ф. С вас ХХХ рублей.

К сожалению, в обсуждении этого диалога приняли участие только 3 человека. Спасибо вам, Оксана, Ольга и еще Ольга! 🙂

Очень хочется думать, это оттого, что вы дали исчерпывающий ответ, и другим читателям больше нечего добавить.

Итак, возвращаемся к диалогу.

Как совершенно правильно написали мои комментаторы, эта ситуация стала трудной только «благодаря» первостольнику.

Причем, с самого начала.

Боже упаси, я не призываю вас назначать самостоятельно рецептурные препараты!

Но где внимание фармацевта? Сострадание? Желание помочь?

Она сразу «заняла оборону». И, наверное, ее мысли были примерно такими:

«Ох, как же они достали! Считают, что антибиотик – это все равно, что витаминка: можно пить, когда вздумается! И детей своих травят!»

А давайте подумаем, как могла рассуждать мамочка, прежде чем пришла в аптеку:

«Опять 39! Вроде и насморк уменьшился, и на горло больше не жалуется. Что же делать? Вечер, врача не вызовешь. Может, скорую? А вдруг в больницу упекут?

Эх, надо было сразу начать давать антибиотик, который выписала Нина Михайловна. Но везде пишут, что антибиотики такие вредные! Тем более, у нас аллергия на амоксициллин. Что там она выписала? Где этот листочек? Не могу найти. Наверное, я его выбросила. Схожу-ка в аптеку. Там работают специалисты, наверняка подскажут».

И женщина отправилась в аптеку ЗА ПОМОЩЬЮ. Вы думаете, ей нужен был антибиотик?

Вероятнее всего, нет.

Она, как и любая мама, напугана. Она пошла в аптеку за ВНИМАНИЕМ, ГРАМОТНЫМ СОВЕТОМ И ПОМОЩЬЮ.

В прошлый раз я задала вам 6 вопросов. Отвечаю на них.

Почему все пошло не так?

Вопрос 1. На какой фразе диалога все пошло не так?

Ответ: На третьей («Антибиотик назначает доктор»).

Вопрос 2. Что сделало покупателя «трудным»?

Ответ. Равнодушие фармацевта.

Вопрос 3. Что должен был сделать Аптекарь, чтобы не доводить до желания позвонить заведующей?

Ответ: СПРАШИВАТЬ – СЛУШАТЬ – СЛЫШАТЬ – ОБЪЯСНЯТЬ.

Вопрос 4. Каких фраз (из этого диалога) в общении с покупателем нужно избегать?

Ответ. «Ничем не могу помочь. Я не уполномочена давать вам телефон заведующей». (Они накаляют ситуацию и вызывают в покупателе негативные эмоции).

Вопрос 5. Какие фразы (из этого диалога) категорически запрещены?

Ответ. «Вы меня не слышите?»

Вопрос 6. Назовите главную ошибку первостольника.

Ответ. С самого начала продажа была ориентирована на себя и свою позицию, а не на покупателя. И уж совсем неправильно было после долгих упрашиваний покупателя все-таки отпустить антибиотик.

А теперь как бы мог выглядеть этот диалог в аптеке «ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА»:

Диалог фармацевта с покупателем № 4

Ф. Добрый вечер.

П. Здравствуйте. Мне нужен антибиотик.

Ф. А что у вас случилось?

П. Мой сын болеет уже неделю: температурил, были сопельки, горло болело. Вызвали нашего участкового врача. Она сразу выписала антибиотик.

Но я знаю, что это очень вредно, и я отказалась. Тогда она назначила противовирусный препарат. Пропили. Но толку от него никакого. 

Ф. Я понимаю Ваше беспокойство. Так страшно, когда болеют дети! Я сама мама. А сколько Вашему ребенку?

П. 6 лет.

Ф. Какие симптомы сейчас сохраняются?

П. Чуть-чуть насморк и температура опять повысилась. 

Ф. Жаропонижающее давали?

П. Да. Нурофен. Но он не помогает.

Ф. А какой антибиотик хотел назначить врач?

П. Она написала на листочке, а я выбросила. Названия не помню.

Ф. Понятно. Давайте поступим так. Мы с вами не знаем, какой антибиотик хотела выписать доктор, и почему именно его. Антибиотики, как Вы правильно заметили, очень вредные препараты и при неправильном назначении могут нанести больше вреда, чем пользы. Они и на печень действуют, и на почки, и сильную аллергическую реакцию могут вызвать, которая иногда приводит к самым печальным последствиям.

П. Да, я знаю. У нас уже была аллергия на амоксициллин.

Ф. Вот видите! Так что пусть такой серьезный препарат назначит доктор с учетом того, что увидит и услышит при осмотре. Вы же не хотите нанести Вашему сыну еще бОльший вред?

П. Конечно, нет!

 Ф. И еще хочу Вам сказать, что антибиотик – это ведь не средство скорой помощи. Маловероятно, что однократный его прием снизит Вашему малышу температуру.

Поэтому я Вам дам другое жаропонижающее средство: суспензию Парацетамола. Раньше давали? 

П. Нет. Я как-то привыкла Нурофеном сбивать температуру. 

Ф. Какой вес ребенка?

П. 22 кг

Ф. В упаковке есть мерный стаканчик, с его помощью отмеряете 10 мл, вливаете в мерный стаканчик и даете выпить ребенку, запивая водой. В сутки можно повторить 3-4 раза.  

И очень важно при температуре обильное питье, чтобы было чем потеть. Ваш сын пьет хорошо? И чтобы в комнате было не сухо и не жарко. Если в квартире сухо и жарко, температура плохо сбивается. Поэтому почаще проветривайте комнату.

П. Да, просит.

Ф. Вот и отлично. Сделайте ему клюквенный или какой-либо другой морс, пусть больше пьет (1-1,5 литра), чтобы чаще в туалет бегал. С мочой из организма выводятся токсины, и температура быстрее снижается.

Цветки липы, малина дома есть?

П. Малиновое варенье есть, липы нет.

Ф. Тогда я Вам еще дам цветки липы в пакетиках. Заваривайте, как чай, и поите малыша. Плюс чай с малиной. Это все отличные жаропонижающие. И, главное, безопасные.

П. Да, Вы правы. Я как-то про них совсем забыла.

 Ф. Если температура, несмотря ни на что, будет держаться, вызывайте скорую помощь. Они сделают укол. Да и легкие послушать не помешает.

А завтра обязательно вызывайте своего участкового врача.

Парацетамол и липу пробиваю?

П. Да, спасибо Вам большое!

Ф. С вас XXX рублей.

П. Вот, пожалуйста.

Ф. Здоровья Вашему малышу! Пусть скорее поправляется!  

Ну вот, друзья, где-то так. Возможно, вы скажете, что это слишком долго, и у вас нет времени все подробно объяснять, но на препирательства с покупателем уходит не меньше времени, плюс потом долгое время еще находишься на взводе и не можешь нормально работать. Оно вам надо?

Очень важно в диалоге с покупателем ПРИСОЕДИНИТЬСЯ к его эмоциям, чтобы он понял, что вы искренне хотите ему помочь.

И тогда сам процесс продажи пойдет, как по маслу, и честно слово, будет доставлять вам удовольствие, как это было когда-то со мной в мои годы работы в аптеке.

Но только при одном условии: ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ  ПОКУПАТЕЛЯ И ТО ДЕЛО, КОТОРЫМ ЗАНИМАЕТЕСЬ.

А у меня на сегодня все.

До новой встречи на блоге «Аптека для Человека»!

С любовью к вам, Марина Кузнецова

P. S. Если Вы хотите стать настоящим Профессионалом аптечных продаж, книга-тренинг «Азбука аптечных продаж» Вам в помощь. Все подробности здесь…