Аптека "Для ЧЕЛОВЕКА"

Блог для трудяг фармбизнеса

Трудная ситуация в аптеке. Что пошло не так?

Трудная ситуация в аптеке

Дорогие друзья, всем привет!

Наверное, ничто так не портит вам настроение, как общение с трудным клиентом.

У вас сегодня были такие?

Я сегодня решила отойти от традиционной схемы разбора продажи, «что было хорошо», «что можно улучшить», и предложить вам на обсуждение один диалог.

Иногда очень полезно бывает посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы увидеть «косяки» первостольника, которые сделали продажу «сложной».

Но для начала подумайте и ответьте:

Какого покупателя вы считаете «трудным»? Опишите его в нескольких словах.

Вспомните одного из своих «трудных» покупателей. Как вы думаете, почему он для вас оказался таким?

А теперь вспомните себя в роли покупателя.

Как бы Вы оценили СЕБЯ? Вы – «легкий» покупатель или «трудный»?

Сложно сказать, правда? В зависимости от ситуации.

Я, порой, такой грымзой бываю! 🙂 И ведь, честное пионерское, совсем не хотела.

Я вообще человек не конфликтный. Но продавец повел себя так, что за считанные секунды «убил» продажу и вызвал у меня негативные эмоции.

На самом деле, я бы разделила всех «трудных» покупателей на истинно «трудных» и ложно «трудных».

Истинно трудные – это наркоманы, алкоголики (причем, далеко не всегда), люди с психическими расстройствами, эмоционально неуравновешенные покупатели, которые уже с порога начинают проявлять агрессию, и каждое слово первостольника для такого клиента — словно красная тряпка для быка.

Кто еще? Добавляйте!

Все остальные – ложно трудные. То есть, заходя в аптеку, они не собирались спорить и конфликтовать с первостольником.

Но Аптекарь сам своим поведением или какими-то словами «перевел» покупателя в разряд «трудного», усложнив задачу себе. Не верите?

Тогда внимательно прочитайте этот диалог, а после него я задам вам несколько вопросов для обсуждения.

Ф. Добрый вечер.

П. Здравствуйте, мне нужен антибиотик.

Ф. Антибиотики назначает врач…

П. Моему ребенку врач назначил антибиотик, но я отказалась, так как это очень вредно. Тогда она назначила противовирусный препарат, мы его пропили, но толку от него никакого. 

Ф. У вас сохранилось назначение?

П. Нет, и название я не помню.

Ф. Тогда я ничем не могу помочь, это далеко не безобидные лекарства и при неправильном назначении наделают куда больше проблем, чем принесут пользы.

П. Поймите, пожалуйста, у ребенка температура 39, мне нужно дать ему срочно антибиотик, иначе будет хуже.

Ф. Я вас понимаю, но сделать ничего не могу, так как антибиотиков очень много, и их назначают, исходя из заболевания, возраста, массы тела. Я не могу просто так дать вам какой-либо антибиотик.

П. Я слышала, что есть какие-то универсальные антибиотики, дайте тогда его.

Ф. Поймите, без назначения я не могу просто так дать вам такой препарат.  Дайте ребенку жаропонижающее, обильное питье, а если будет хуже,  вызовите скорую помощь, и обязательно завтра к врачу.

П. Ну пожалуйста, мне нужен антибиотик.

Ф. Вы меня не слышите? Без назначения не могу ничем помочь.

П. Дайте мне телефон заведующей, или кто тут у вас за старшего?

Ф. Я не уполномочена давать вам телефон заведующей. Вы можете прийти в рабочее время и пообщаться с заведующей лично.

П. Ну, поймите меня, я дала уже ребенку Нурофен, но температура не падает, врача не вызвать. 

Ф. Хорошо, в порядке исключения. Сколько лет, какой вес вашего ребенка?

П. 6 полных лет, вес 22 кг.

Ф. А из-за чего хотите давать антибиотик-то?

П. Так у него были сопельки неделю, горло болело, температурил, пропили противовирусное, но температура как была, так и осталась.

Ф. Аллергия на какие-нибудь препараты есть?

П. Да, не переносим амоксициллин.

Ф. Хорошо, дам вам порошок Сумамед, разведете его как написано в инструкции и будете давать по 5 мл 1 раз в день и завтра обязательно к врачу!

П. Хорошо, спасибо.

Ф. С вас ХХХ рублей.

Вот такая ситуация.

А теперь мои вопросы вам:

  1. На какой фразе диалога все пошло не так?
  2. Что сделало покупателя «трудным»?
  3. Что должен был сделать Аптекарь, чтобы не доводить клиента до желания позвонить заведующей?
  4. Каких фраз в общении с покупателем нужно избегать?
  5. Какие фразы категорически запрещены?
  6. Назовите главную ошибку первостольника.

Жду ваших ответов.

Пишите, комментируйте, предлагайте свои решения.

Этот разговор мы продолжим в следующий раз.

До новой встречи на блоге «Аптека для человека»!

С любовью к вам, Марина Кузнецова

P.S. Другие трудные ситуации в аптеке я разбираю в книге «Азбука аптечных продаж». Все подробности здесь…