Аптека "Для ЧЕЛОВЕКА"

Блог для трудяг фармбизнеса

С чего начинается выкладка товаров в аптеке?

выкладка товаров в аптеке

Дорогие друзья, приветствую вас!

Сегодня не совсем обычный пост, потому что мы с вами будем решать задачку. Да-да, обычную задачку по математике для начальной школы.

Наверное, вы уже заметили, что в своем блоге я стараюсь чередовать рубрики статей, чтобы вам было не скучно. То мы анализируем состав препаратов, то говорим о «фишках» продаж, то учимся продавать ортопедические изделия, то я просто делюсь с вами своими мыслями…

Сегодняшний пост посвящен аптечному мерчандайзингу. Мы будем говорить о том, с чего начинается выкладка товаров в аптеке.

Тема выкладки большая, за один присест ее не охватишь.

Мало где выкладкой занимаются специально обученные люди. Обычно это делаете вы сами. Вероятнее всего, в каждой аптеке уже закрепились свои  места за каждой группой товаров. И, возможно, вы не задумываетесь о том, сколько места на полках витрин должна занимать та или иная группа.

А между тем от этого зависят объемы ее продаж, выполнение ваших ежемесячных планов, эффективность всех ваших усилий по мерчендайзингу.

В общем, давайте на конкретном примере разберем, сколько полок должна в аптеке занимать каждая группа товаров, чтобы вы потом смогли проделать это в своей аптеке и скорректировать выкладку.

Итак, запомните правило:

Площадь выкладки товарной группы = объему продаж, который эта группа занимает в общем объеме продаж аптеки.

Из этого правила следует, что для того, чтобы выкладка групп товаров в аптеке была «по науке», необходимо знать объем продаж каждой группы в общем объеме продаж аптеки.

Для определения этих показателей аптеки используют различные программы, которые помогают им анализировать и управлять ассортиментом. Без этого в наше время никуда.

Надеюсь, что в вашей аптеке такая программа есть.

Ну так вот. Рассмотрим все это на конкретном примере.

Условие задачи

В аптеке 20 витрин.

В каждой витрине по 5 полок.

В этой аптеке продажи товаров безрецептурного отпуска составляют 30%, а рецептурного – 20% от общего объема продаж.

В группе безрецептурных препаратов объем продаж противопростудных препаратов составляет 25% от общего объема продаж этой группы.

Объем продаж группы желудочно-кишечных средств составляет 15% продаж.

Мази8% продаж,

Витамины7% продаж,

Антигистаминные средства4%.

Вопрос:

Сколько витрин (полок) должна занимать выкладка каждой группы в торговом зале?

Решение:

1. Определяем, сколько витрин в зале должны занимать препараты безрецептурного отпуска.

Всего в торговом зале 20 витрин или 20 х 5 = 100 полок.

100 полок – 100 %

х полок – 30 %

х = 30 полок (6 витрин)

2.  Определяем, сколько полок должны занимать противопростудные препараты.

30 полок – 100 %

х полок – 25 %.

х = 7,5 полок

3.  Определяем, сколько полок должны занимать препараты группы ЖКТ.

30 полок – 100%

х полок – 15 %

х = 4,5 полки.

4. Определяем, сколько полок должны занимать мази.

30 полок – 100%

х полок – 8 %

х = 2,4 полки (2,5 полки)

5. Определяем, сколько полок должны занимать витамины?

30 полок – 100%

х полок – 7 %

х = 2,1 полки (2 полки)

6. Определяем, сколько полок должны занимать антигистаминные препараты?

30 полок – 100 %

х полок – 4 %

х = 1, 2 (1 полка)

 Итак, что у нас получилось:

  • Противопростудные препараты – 7, 5 полок.
  • Группа ЖКТ – 4,5 полки.
  • Мази – 2,5 полки.
  • Витамины – 2 полки.
  • Антигистаминные препараты – 1 полка.

Далее, опираясь на здравый смысл (чтобы не располагать на одной полке по 2 фарм. группы) и ассортимент каждой конкретной аптеки, корректируем эти цифры:

Допустим, так:

  • Противопростудные препараты – 7 полок.
  • Группа ЖКТ – 4 полки.
  • Мази – 3 полки.
  • Витамины – 2 полки.
  • Антигистаминные препараты – 1 полка.

Всего: 7+4+3+2+1=17 полок.

Смотрим первое действие этой задачки: в нашем примере безрецептурные препараты должны составлять 30 полок.

30-17=13 полок.

Эти 13 полок занимаем другими безрецептурными средствами: ноотропы, венотоники, гомеопатия, урология и др.

Но это еще не все.

В нашем примере 20% составляют препараты рецептурного отпуска. Выкладывать их на витрины согласно отраслевому стандарту нельзя. Поэтому эти 20% можно разделить поровну между парафармацией и безрецептурными средствами.

20 витрин – 100%

х витрин – 20%

х = 4 витрины.

Как ими распорядиться?

К примеру, 2 витрины отдаем под лекарственные средства, расширив их выкладку или продублировав топы продаж у других касс, а 2 витрины отдаем под парафармацию.

Вот такая математика у нас получилась. Правда же, не сложно?

Конечно, для большей точности нужно определять, сколько полок должны занимать другие группы согласно их объемам продаж.

Такую процедуру нужно проводить 2 раза в год с учетом сезонности.

Очень советую вам все это проделать в своей аптеке, потому что с наукой спорить бессмысленно.

Скажу из своей практики. Корректируя согласно этому правилу выкладку в аптеках, мы получали увеличение объемов продаж на 15-30%!

На этом все.

А вы что думаете по этому поводу? Свои предложения, комментарии пишите в специальной форме внизу.

Если хотите узнать 10 частых ошибок выкладки, жмите:

До новых встреч на блоге «Аптека для человека«!

С любовью к вам, Марина Кузнецова

P.S. Полное руководство по мерчендайзингу в аптеке Вы можете приобрести здесь.