Аптека улучшенной планировки
Здравствуйте, дорогие читатели!
Что-то давненько мы с вами не говорили о мерчендайзинге. Помните, мы «соблазнили прохожего», и он зашел в аптеку? Затем мы создали для него притягательную атмосферу в торговом зале.
Сегодня мы продолжим «ухаживать» за ним с помощью грамотной планировки торгового зала.
Мы же создаем с вами аптеку для человека? Значит, планировка аптеки должна быть такой, чтобы посетителям было, во-первых, удобно, а во-вторых, понятно, где что.
Но и о себе забывать не стоит. Арендованная площадь должна использоваться… нет, не по максимуму, а с умом.
Сейчас я вам расскажу, с какими ошибками планировки мне приходилось сталкиваться в аптеках закрытой формы выкладки.
Планировка торгового зала аптеки. Частые ошибки
Ошибка 1. Кассы расположены вне всякой логики, как для посетителя, так и для аптеки.
Посмотрите на эту схему:
Одна касса находится напротив входа. Другая – в глубине зала.
Куда пойдет большинство покупателей? Правильно. Прямо к кассе. Особенно, если туда нет очереди.
Какие отсюда следуют «минусы»?
Минусы для покупателя: он лишен возможности увидеть много ценного, что есть на витринах и прикупить что-нибудь очень важное и полезное для себя, любимого, и для своей семьи.
Минусы для аптеки: нерационально используется арендованная площадь помещения, так как 2/3 зала работает через пень-колоду. Фактически это Емеля, валяющийся на печи.
Решение:
Если перенести «горячую» кассу вглубь зала, то покупатель пройдет бОльшую площадь, увидит больше товара, а ведь в аптеке так много классного! Не только от болячек, но и для здоровья!
Да и у «Емели» не будет шансов пристроиться там, где не нужно. Ну, разве что на небольшом пятачке в правом верхнем (на схеме) углу:
К тому же, если над этим местом дополнительно поработать (об этом мы обязательно поговорим), то трудиться будет практически вся площадь торгового зала!
Почему-то перенос кассы многими директорами аптек воспринимался как стихийное бедствие. Хотя ничего сложного тут нет. Да, возможно, аптеку придется закрыть на полдня. Но, поверьте, недополученная за это время прибыль окупится уже в первые дни. Конечно, если посещаемость аптеки хорошая.
Если нет, то сначала нужно работать над входящим трафиком.
Ошибка 2.
Имеется разделение между отделами по группам товаров.
Вот что я однажды увидела:
Здесь в одном отделе отпускают лекарственные препараты, причем, для внутреннего применения, в другом – наружные средства, Бады, гомеопатию.
А в глубине зала – отдел дополнительного льготного обеспечения.
И это еще не все. В «горячей» с точки зрения мерчендайзинга зоне находится место отдыха, которое занимает слишком большую часть зала.
Что получается? Покупатели преимущественно стоят в одну кассу.
Фармацевт, который работает в этой кассе, время от времени отправляет покупателей в другую за мазями или «натуральными» средствами.
Изредка заходят клиенты, которые направляются в отдел льготного отпуска.
Минусы для покупателей:
- Иногда приходится стоять две очереди.
- Бывает, что стоял в одну кассу, а нужна другая.
- В итоге — раздражение: время потрачено зря.
Больше этот человек к вам не придет.
Минусы для аптеки:
- Потеря клиентов по причинам, указанным выше.
- Имидж «неудобной» аптеки.
- Уменьшаются возможности комплексной продажи.
- Половина денег на аренду вылетает «в трубу».
Решение
Рецептов, конечно, может быть несколько. Чтобы выбрать самый правильный, нужен анализ числа льготников и наблюдение за поведением покупателей.
Но ясно одно: аптека нуждается в кардинальных переменах.
К примеру, план «реанимационных» мероприятий для этой аптеки может быть таким:
- Объединить товар в обоих отделах.
- В глубине зала сделать кассу.
- Отдел для льготников перенести напротив входной двери
- Место отдыха лучше всего разместить слева от входа.
- На его место перенести кассу с витринами, которые сейчас слева от входа.
Кстати, в моем городе есть такая аптека, где товар разделен по отделам. И если мне предлагают пройти за каким-то средством в другой отдел, я, как правило, ухожу с намерением купить то, что мне нужно, в другом месте. Вы спросите, почему?
Отвечаю:
Потому что во-первых, там всегда очередь. Во-вторых, в том отделе открытая форма продажи, значит, нужно оставлять пакет в сумочной. А мне этого делать ужасно не хочется, поскольку все это – трата драгоценных для меня минут. Вот так.
Ошибка 3.
Площадь торгового зала «гуляет».
Что я имею ввиду?
Посмотрите на эту фотографию:
Как-то очень одиноко смотрится эта витрина посредине зала, не правда ли?
Так и хочется добавить ей «соседей». Ну, например, еще парочку.
А еще лучше, чтобы эти витрины были побольше размером. Ведь площадь позволяет!
Смотрите, какие возможности здесь упущены:
- Увеличение площади выкладки.
- Расширение ассортимента.
- Оформление специальных сезонных или тематических витрин.
Решение
Добавить еще 1-2 витрины в зависимости от площади торгового зала.
В результате будут в выигрыше все: и посетители, и аптека!
Ошибка 4. На самом деле, она такая же, как и третья.
Но есть нюанс. В общем, судите сами:
Как вам такая планировка аптеки? Так и чешутся руки сделать из этого шедеврального зала открытую выкладку.
Посмотрите только, какая площадь пропадает зря!
Решение понятно. Даже не будут сыпать себе соль на рану. 🙂
Итак, резюмирую все, о чем мы говорили:
- Располагайте кассы как можно дальше от входа в аптеку.
- Не делите группы товаров между отделами.
- Если позволяет площадь, ставьте дополнительные витрины.
- При площади зала от 70 кв. м. делайте открытую выкладку.
Перевод аптеки на открытую форму продажи
повышает выручку минимум на 30%!
На сегодня все. Но разговор о планировке торгового зала аптеки мы обязательно еще продолжим.
Свои мнения, предложения, комментарии вы можете написать ниже в окошке комментариев.
Всем пока!
С любовью к вам, Марина Кузнецова
P.S. Полное руководство по мерчендайзингу в аптеке Вы можете приобрести здесь.
Здравствуйте. Очень приятный дизайн и вы хорошо пишете статьи, легко читаются.
Мне приятно находится на таком сайте!
Аптеку открывать не собираюсь, но вот об офисе подумываю.
Спасибо, Андрей!
Всем не угодить(((
Угодить-угодить 🙂 Было бы желание!
Здравствуйте. Есть аптека, как на превой картинке с Емелей. Один-в-один! Только они еще на месте Емели цветок поставили, и к кассе слева покупатели не ходят, иногда открывают эту кассу для льготников. Кассу переставлять наотрез отказываются, работает основная касса , напротив входа практически. Трафик так себе, Конкуренты в соседнем доме. Не знаю, че делать с ними
Ирина, если владелец адекватный, то покажите ему проблему, его потери, ведь бизнес делается ради денег, а не ради того, чтобы «было» (хотя все может быть). Объясните подробно, что будет, если сделать так, как Вы предлагаете.
Мы так и работали. После анализа аптеки — подробная беседа с директором аптеки или владельцем. Если он нас «слышит», начинаем внедрять наши предложения. Если «слышит» наполовину, то делаем только то, на что дал «добро» и объясняем, что и результат будет наполовину.
Я остановилась пока на перестановке без перемещения мебели, хотя там по правде говоря работы на 3-4 часа, накопители даже можно не трогать. Владелец- то адекватный, но повлиять на коллектив не может, легче всего начать кивать на конкурентов, цены, расположение и прочее.
Здравствуйте! А как понять «открытая продажа»? Это как в супермаркетах?
Не встречали таких, Оленька? Да, это аптеки, где витрины не имеют стекол, а в торговом зале расположено несколько гондол с товаром, и покупатели имеют к нему свободный доступ. В общем, действительно, как у супермаркете
Очень интересно читать ваши статьи по мерчендайзингу и при этом анализировать аптеки, в которых я уже успела поработать.
И хотелось рассказать про одну из них.
Горячая касса была расположена прямо напротив входа, куда направлялся основной поток покупателей.
Далее через проходик правее, была вторая касса. И постоянно приходилось кричать на всю очередь — «пройдите на среднюю кассу!» А ещё дальше через проходик, была третья касса и там была расположена открытая выкладка.
Причем 1 и 2 кассы работали с лекарственными препаратами, а 3 касса — это косметика, бады, ортопедия и детские товары.
И если была огромная очередь на первой кассе, со второй кассы человек кричал через проход — пройдите на соседнюю кассу. Так ещё и могло выяснится, что клиенту нужен был бад или косметика, то ему приходилось идти и снова стоять в очереди! Что практически никто не делал, просто разворачивались и уходили. Либо высказывали свое недовольство и тоже уходили.
К тому же у нас крупная сеть и в аптеках расположены рации. Т. е. когда какого-то препарата не находится в нашей аптеке, я могу запросить о его наличии в других местах, по нашей сети. И эта рация есть только на 1 кассе. На 3 есть колонка, где слышен лишь запрос. Ответить они не могут. И вот стоит очередь, кто-то что-то спросил по рации, например какой-нибудь бандаж или косметику. И менеджеры с 3 кассы орут на весь зал — есть такое то или такое. Очень сложно, когда ты начинающий фармацевт и особо не понимаешь какие там нюансы и названия, тем более по товарам 3-го отдела, где у нас работают менеджеры, а тебе нужно все это проговорить в рацию!
И часто из кабинета вылетает заведующая и кричит — что спросили?! А ты не услышал или не ответил. Там такое начиналось просто ад! Главное правило было — отвечать на телефонные звонки и рацию, так как это потенциальные покупатели, а кто в очереди стоит, тот никуда уже не денется
Вот такая история
P. S. Когда работала на средней кассе, а человек с первой например шёл обедать, старалась стоять посерединке между отделами, чтобы не дай Бог не пропустить мимо ушей запрос и не получить нагоняй. Либо бросала покупателей и бежала отвечать... И стук каблуков по полу от бегущей заведующей вызывал у меня только страх и нервный так. Вобщем это было что-то
Это, действительно, кошмар, Ксения Сергеевна!