Мерчандайзинг в аптеке: превращаем «тыкву» в «карету»
Дорогие мои читатели, приветствую вас!
Вы когда-нибудь покупали книги на «озоне»? Нет? А зря. Я очень часто пользуюсь этим ресурсом, когда наступает духовный, интеллектуальный или профессиональный голод. Чего там только нет! И главное, можно «полистать» понравившуюся книгу, почитать отзывы, посчитать количество «звезд», которыми покупатели отметили сей труд, заказать доставку и не париться, зная, что все принесут быстро и в лучшем виде.
А вот по мерчандайзингу на момент написания этого поста в наличии всего 2 книги. И те совсем не про мерчандайзинг в аптеке, который имеет свои особенности. О нем и будет наш сегодняшний разговор.
Вероятнее всего, он наиболее интересен владельцам и директорам аптек. Потому что речь опять пойдет о планировке торгового зала.
Но даже если Вы на сегодняшний день рядовой сотрудник аптеки, не торопитесь уходить с этой страницы. Кто знает, что будет завтра? Может, Вы станете директором аптеки или откроете собственную?:-) И вам эти знания, ой, как пригодятся.
В этом посте я хочу рассказать вам два случая из моих мерчандайзерских будней. Случаев за четыре года было, конечно, немало. Но эти мне особенно запомнились. Уж очень они яркие. Я покажу вам, как выглядели торговые точки, когда я туда пришла в первый раз, как была изменена их планировка, и к чему это привело.
Сказка о "царевне-лягушке"
Помните, я обещала вам рассказать, как однажды мне удалось превратить аптечный киоск в аптечный пункт? Слушайте, как это было.
Представьте себе обычный продуктовый рынок. Место, как вы понимаете, бойкое, поэтому аптечный киоск здесь штука очень востребованная.
Вообще киоск анализировать – дело неблагодарное. Три с половиной полки, особо не разгуляешься. Ассортимент небольшой, но весь популярный и поэтому важный. Хочется выложить все. С другой стороны, перегрузишь полку, «убьешь» продажи. Вот и думай — кумекай, как лучше.
Короче, начала я анализировать ассортимент, выкладку, смотреть, где «горячо», где «холодно». Все здесь понятно: это сделаем так, это вот так, ну и прочее.
Далее я зашла внутрь киоска, чтобы начать воплощать в жизнь мои идеи по выкладке. И что вы думаете? Я вижу стандартный проход для фармацевта, сзади кассы – накопители. Но, зайдя за них я увидела площадь метров 18, заполненную тоже шкафами-накопителями, большая часть которых пустовала!
Вот как это выглядело:
Касса размещалась в двери, которая одновременно была служебным входом. Одним словом, киоск есть киоск. Всего четыре витрины.
А хозяйка этого киоска мне говорит, что собирается арендовать здесь на рынке другую площадь, побольше, чтобы там открыть полноценный аптечный пункт. Причем, аренда будет стоить раза в три больше!
«Зачем арендовать? — спрашиваю. — Давайте из этой площади сделаем тот самый чудо-пункт! Посмотрите, сколько тут ценных метров пропадает зря!»
Она задумалась. Через несколько минут размышлений:
«А ведь и правда, — говорит. – У меня даже и витрины сюда есть. И входная дверь!"
Одним словом, нарисовала я ей новую планировку, как это будет выглядеть. Через неделю приезжаю и вижу: «тыква» превратилась в «карету»: светлый уютный, хоть и небольшой торговый зал. Вместо четырех переполненных товаром витрин — десять по пять полок каждая! В помещение постоянно заходят люди, рассматривают витрины, покупают то одно, то другое. И, конечно, выручка сразу взметнулась вверх.
Посмотрите на это волшебное превращение:
Вот она, радость мерчендайзера… И, разумеется, владельца фармбизнеса. 🙂
Так «царевна-лягушка» сбросила свою «лягушачью шкурку».
Выводы я сделаю в конце. А пока...
Сказка о «мертвой царевне»
Расскажу еще один случай. Взгляните на эту схему. Здесь вы видите аптеку открытой выкладки: 3 кассы, гондолы, витрины по периметру. Справа от входа – еще 2 витрины, слева сумочная.
Знаете, с чего начинается анализ аптеки? С наблюдения за поведением покупателей. Берешь листок бумаги и ручку, выходишь в зал, стоишь и тупо отмечаешь палочками входящих:
К кассам | Направо | Прямо |
1111111111111111 | 1111 | 1 |
И так работаешь примерно час.
В общем, стою. наблюдаю, отмечаю и вижу, что люди сразу от входа идут к кассам. А фармацевты постоянно выбегают из-за касс к витринам в зале, чтобы взять то одно, то другое. Кстати, обратите внимание, само расположение гондол как бы направляет посетителей сразу к кассам.
Бедные фармацевты! Какие километры им приходится наматывать в течение дня! Но не будешь же каждому посетителю говорить: «Пойдите туда к витрине с надписью «желудочно-кишечные средства», на третье полке сверху слева возьмите то, что вы просите, и принесите мне. Я пробью».
Легче самой сходить.
В общем, за этот час из вошедших только единицы пошли бродить по залу. Больше половины зала не работало. Не аптека, а «мертвая царевна» какая-то!
Такое положение дел меня категорически не устраивало. Я подозреваю, что и первостольников тоже.
Между тем решение здесь простое
- Нужно перенести 2 кассы вглубь зала, а одна пусть будет поближе к выходу. Покупатели будут проходить через весь зал к ним, замечать товар на гондолах и совершать импульсные покупки.
- Развернуть гондолы, чтобы они «направляли» покупателя к витринам, расположенным по периметру.
- Убрать хотя бы одну из витрин справа у входа, а лучше обе, если есть куда, поскольку они преграждают путь к пристеночным витринам.
- Чтобы покупателю было сразу ясно, куда направиться, хорошо бы еще поставить ограждения с размещенными на них знаками: «стрелка», «кирпич».
Вот как это выглядит на схеме:
Зеленым отмечены те самые витрины, которые были справа от входа. Убирая их с пути, мы открываем путь к витринам, расположенным по периметру. Видите, как при таком раскладе изменяется поведение покупателей?
Одну кассу в аптеках открытой выкладки обязательно нужно размещать на выходе. Купил покупатель то, за чем пришел в аптеку, идет к выходу, а тут заметил еще что-нибудь интересное. Где расплачиваться? А вот тебе, мил человек, пожалуйста, еще одна касса. Все для твоего удобства, дорогой покупатель!
И опять через неделю все было сделано в лучшем виде.
Торговый зал «заработал» на полную катушку, а посетители стали покупатель больше товаров для здоровья, гигиены, красоты на радость владельцу аптеки и, конечно, мне. 🙂
Итак, какие отсюда следуют выводы?
- Наблюдайте за поведением покупателей. Главное, чтобы «работала» бОльшая часть зала.
- Не так страшны кардинальные перемены, как их малюют. В этой аптеке на перенос касс ушло полдня, а все остальные перемещения сотрудники аптеки делали при покупателях.
- Именно кардинальные перемены дают наиболее ощутимое увеличение продаж, причем, в кратчайшие сроки.
На сегодня все. А у вас в аптеке были перестановки? Какой был результат? Вся ли площадь торгового зала сейчас «трудится»? Поделитесь с нами в комментариях!
С любовью к вам, Марина Кузнецова.
P.S. Полное руководство по мерчендайзингу в аптеке Вы можете приобрести здесь.
Марина,здравствуйте!Как Вы считаете правильно ли создавать для аптечной сети стандарт выкладки,опираясь на анализ движения(скажем дистанционно по компьютерным программам без нахождения в аптеке)?
Сабина, Ваши вопросы меня восхищают! Вы — умница! Думаю, что нет, потому что помимо движения товаров нужно видеть еще движение покупателей, определяя «горячие» и «холодные» зоны. К тому же если все делать с помощью компьютерных программ, теряется элемент творчества. Мерчендайзинг — это же не только голая наука. Многое постигается на практике.
спасибо Вам большое)мне нравиться моя профессия и я хочу развиваться в этом направлении.Особенно когда видишь результат!Я полностью с Вами согласна)
Спасибо за статью, редкий случай, где можно что- то посмотреть на практике, хоть и условной, мне нравится) тоже так хочу)
Научитесь, Ирочка! Я в Вас верю!
Здорово!!! Видеть результат — лучшая награда! Позитивная статья, все на примерах — спасибо!
Такая хорошая статья, но так мало откликов. Я думаю это из-за того, что большинство консерваторы и боятся или не хотят перемен. Ведь надо задействовать руководство, чтоб выделило сильных мужчин, были бы витринки как пушинки, то сами бы все переставили, а так всегда все сложно с сильными руками. Самим надо все переставить, вытереть пыль, а у нас так это не любят сотрудники. Потом руководство всегда тоже так настороженно относится к переменам, которые инициирует работник. При этом почему то легко доверяют аптеку разным сторонним учителям, которым готовы платить деньги за обучение и мерчендайзинговый анализ. А что они могут дать эти учителя? Они во всех отраслях понемногу специалисты, а в целом по аптеке не особо. Очень хочется чтобы заведующие аптеками были посмелее и поинициативнее в своей работе и смело двигали витрины и не боялись перемен! Спасибо за статью! На мой взгляд -это одна из лучших статей, так как статей на подобную тему вообще не сыщешь.
Ох, как Вы правы, Елена! Самая главная проблема — боязнь кардинальных перемен.
Спасибо за Ваш комментарий!