Аптека "Для ЧЕЛОВЕКА"

Блог для трудяг фармбизнеса

Аптечные продажи. Мастер-класс № 1

Аптечные продажи

Дорогие друзья, всем привет!

Сегодня у нас с вами будет необычный разговор. Я решила открыть новую рубрику, которую назвала «Мастер-класс».

Я уже как-то вам говорила, что иногда я хожу в аптеки «партизанить» :-), чтобы послушать, как первостольник ведет разговор с посетителем: как слушает и слышит покупателя, какие вопросы ему задает и задает ли вообще, что предлагает, что при этом говорит.

Это помогает мне понять слабые места в аптечных продажах, дает пищу для размышлений и потом «выливается» в статьи для вас.

И мне пришла в голову идея, что будет очень полезно  время от времени разбирать несколько диалогов с покупателями: что было хорошо, что можно было сделать лучше, и как?

Мастер-классы будут построены таким образом:

  1. Сначала вы читаете диалог первостольника с покупателем.
  2. Дальше идет разбор сильных и слабых сторон продажи.
  3. В таком ключе разбираем 2-3 диалога.
  4. После этого вам будет дан еще один в качестве домашнего задания, чтобы вы смогли посмотреть на аптечную продажу со стороны и  самостоятельно провести разбор.

Конечно, в разборе будет приведен идеальный вариант, к которому нужно стремиться.

Я прекрасно понимаю, что когда в кассу стоит очередь, длинные разговоры разговаривать не получается. Но нередки ситуации, когда посетителей мало.

К тому же вы не забыли, что на дворе май, с которого в аптеках начинается «мертвый сезон»?

А это означает, по крайней мере, две вещи:

  1. У вас будет время каждому покупателю уделить столько времени, сколько нужно.
  2. Чтобы выручка сильно не пострадала, необходимо, чтобы каждая аптечная продажа была клиентоориентированной и профессиональной.

Для первого мастер-класса я попросила своего друга и вашего коллегу Антона сходить в чужую аптеку, прикинуться покупателем и записать несколько таких диалогов. А потом разобрать их.

Я передаю ему слово.

23

-Спасибо, Марина!

Друзья, я призываю всех включаться в обсуждение, поскольку в каждой продаже могут быть варианты. Давайте разберем несколько возможных, чтобы лучшие из них постепенно входили в вашу рутинную практику. Это ваши планы, ваши благодарные клиенты, это рост постоянных покупателей, это ваша зарплата, наконец!

Итак, мне понадобилось средство от герпеса на губах.

С этой проблемой я посетил две аптеки. В первой я спросил конкретное средство от герпеса, во второй я попросил фармацевта порекомендовать какое-нибудь средство от герпеса.

Диалог 1.

П. Добрый день! Дайте, пожалуйста, Фенистил.

Ф. Добрый день, уточните, что вам нужно: гель, капли?

П. Крем от простуды.

Ф. Он есть с тонирующим эффектом, без него и в виде пластырей.

П. Обычный, пожалуйста.

Ф. ХХХ рублей.

П. Хорошо.

Разбор

Плюсы:

Хорошее знание ассортимента торговой марки «Фенистил».

Минусы:

  1. Первым поздоровался покупатель, хотя должно быть наоборот.
  2. Не было задано уточняющих вопросов по поводу заболевания, чтобы максимально полно удовлетворить потребность клиента. Иными словами, первостольник сработал только на выдачу.
  3. Не было предложено комплексное решение проблемы покупателя.

Что можно улучшить? 

Какие еще вопросы нужно было задать:

— Вас беспокоят какие-либо еще симптомы простуды?

— Скажите, а как часто появляются высыпания у вас на губах?

— Что Вы принимаете для укрепления иммунитета?

И возможная фраза фармацевта:

 — Обязательно посетите врача, так как частое появление герпетических высыпаний говорит о снижении иммунитета. А пока рекомендую вам пропить растительный препарат для повышения иммунитета ….

Диалог 2

Ф. Добрый день.

П. Добрый день, не могли бы подсказать какую-нибудь мазь от «простуды» на губах?

Ф. Как часто она у вас случается?

П. Ну, как простыну, или продует…

Ф. А сколько раз в году?

П. Раз четыре-пять.

Ф.  Я Вам рекомендую мазь ацикловир, и еще, помимо этого, Вам нужно пропить таблетки от герпеса Валтрекс.

 П. Сколько они стоят?

Ф. ХХХХ рублей за упаковку, пить по таблетке утром и вечером 5 дней, упаковки как раз хватит на курс лечения.

П. Вы знаете, очень дорого, дайте мне мазь ацикловир и, наверное, все.

Ф. Вам нужно обязательно пропить эти таблетки, иначе высыпания могут появиться, где угодно.

П. Хорошо, я вас понял, но пока мне только мазь ацикловир.

(Фармацевт принесла Ацикловир Сандоз, крем 5%)

Ф.  С Вас ХХХ рублей.

П. Хорошо.

Разбор

Плюсы:

  • Фармацевт первым поприветствовала покупателя.
  • Заданы уточняющие вопросы по поводу заболевания.
  • Была попытка комплексно решить проблему клиента.

Минусы:

  1. Отсутствие формирования потребности покупателя в таблетках.
  2. Продажа напоминала «впаринг» дорогущего препарата.
  3. Был предложен рецептурный препарат.
  4. Не отработано возражение «дорого».

Что можно улучшить?

Как мог бы выглядеть этот диалог, если бы первостольник избежала описанных выше ошибок?

Ф. Добрый день, чем я могу вам помочь?

П. Добрый день, не могли бы подсказать средство от «простуды» на губах?

Ф. Как часто она у вас случается?

П. Ну как простыну, или продует…

Ф. А сколько раз в году?

П. Раз четыре-пять.

Ф. Это достаточно часто, что говорит о чрезмерной активности вируса и о сниженном иммунитете. Вам нужно обязательно пройти обследование, чтобы врач назначил Вам противовирусный препарат внутрь.  А пока я рекомендую вам использовать наружное средство: гель Виру-Мерц (Фенистил Пенцивир, Алломедин – что угодно), его наносим на высыпания 4-5 раз в день точечно. Кроме того, чтобы повысить иммунитет, рекомендую таблетки Циклоферон.

П. Сколько они стоят?

Ф. ХХХ гель Виру-Мерц, ХХХ таблетки Циклоферон, итого столько-то.

П. Вы знаете, очень дорого, дайте мне только гель.

Ф. Я с вами согласна, препарат достаточно дорогостоящий, однако он позволяет бороться с инфекцией не только снаружи, но и в самом очаге вируса. Могу предложить упаковку поменьше, когда ее пропьете,  вам нужно будет приобрести еще одну такую же.

П. Хорошо, я вас понял, дайте, пожалуйста, маленькую упаковку Циклоферона, и гель.

Ф. С Вас ХХХ рублей.

Почувствовали разницу между диалогами? Какой из них вам, как покупателю, был бы приятнее? А какой из них более корректный?

А теперь для самостоятельного разбора я предлагаю вам вот такой диалог:

Домашнее задание

Ф. Добрый день.

П. Добрый день, мне нужно средство от аллергии.

Ф. Эти лекарства представлены вот на этой витрине

(показывает витрину с антигистаминными средствами)

П. А что из них получше?

Ф. Эриус, это одно из современных средств…

П. Дорого очень, нет ли у него аналога какого-нибудь?

Ф. Есть препараты с таким же веществом, но сделанные на другом заводе – Лордестин, Дезал.

П. Дайте тогда, что подешевле.

Ф. Хорошо, что-то еще?

П. Да, еще Снуп взрослый и какие-нибудь капли от красноты и усталости глаз.

Ф. Вот Снуп,  я напоминаю вам, что его можно использовать не больше недели. А  для глаз даю лосьон, он называется Иннокса Васильковые капли. Они на растительной основе, безопасные.

П. Хорошо.

Ф. Что-то еще?

П. Спасибо все.

Ф. Проверяйте: Дезал, 10 таблеток,  Снуп для взрослых,  Иннокса васильковые капли. С Вас ХХХ рублей. 

Что в этой продаже вы бы сделали по-другому?

На сегодня у меня все.

23

-Спасибо, Антон!

Друзья, поделитесь своими соображениями в окошке комментариев внизу.

Только обсуждаем диалоги корректно (никого не ругая) и… правильно.

Что значит, правильно? Это значит, что сначала мы всегда начинаем с хорошего, т.е. хвалим, потом разбираем слабые стороны, а затем, что можно улучшить.

Это одно из правил предоставления обратной связи.

Как вам понравился этот мастер-класс? Мне очень важно ваше мнение: стоит ли вести такую рубрику? Вам это интересно?

Если у вас были продажи, которыми вы сами остались недовольны, или были сложные случаи, когда вы не знали, как поступить, что спросить, что сказать, вы можете написать мне вот сюда, и в одном из мастер-классов мы ваш случай разберем.

А если вы еще не подписаны на новые статьи блога, то вы можете сделать это вот [urlspan]здесь[/urlspan]. Чтобы активировать подписку, нажмите на ссылку, которую увидите в присланном вам письме.

Если вдруг письмо не пришло, проверьте, пожалуйста, папку «спам».

До новых встреч на блоге!

С любовью к вам, Марина Кузнецова и Антон Затрутин


P.S. После того, как я дала ссылку на эту статью в одной группе в «одноклассниках», появился комментарий:

«Сказка и никакой реальности». К сожалению, автор этого комментария не уточнила, что она имела ввиду.

Поэтому могу только додумать:

  1. сказка, потому что времени на такую продажу нет.
  2. сказка, потому что никогда мы так не работаем. Спросили — отпустили. Зачем копать так глубоко?
  3. сказка, потому что у нас нет мотивации так работать.
  4. сказка, потому что диалоги нереальные (примечание: они самые что ни на есть реальные, взятые из жизни).
  5. сказка, потому что то, что вы предлагаете, не приведет к продаже, а наоборот, отпугнет покупателя.

Или что-то еще?

Что вы думаете по этому поводу, друзья?

Со своей стороны я хочу вам сказать, что мы с Антоном — не теоретики, мы практики. Антон трудится непосредственно в аптеке, я проработала там 9 лет:  начинала осваивать эти премудрости в качестве первостольника, а закончила врачом-консультантом аптеки и тренером по фармацевтическому мерчендайзингу одновременно.

Поэтому то, о чем мы пишем, прожито нами, прочувствовано и сотни раз проделано.

В общем, пишите, комментируйте, не молчите! Руки опускаются, когда я не получаю обратной связи от вас. И опять хочется уйти в монастырь все бросить.

Знаете, какое главное счастье блоггера? Комментарии на блоге. Движуха. 🙂

Зачем писать в соц. сети, а не здесь? Давайте будем друг с другом честными…

До новой встречи на блоге!

С любовью к вам, Марина Кузнецова

P.S. Если Вы хотите стать настоящим Профессионалом аптечных продаж, книга-тренинг «Азбука аптечных продаж» Вам в помощь. Все подробности здесь…