Главная » Секреты аптечного мерчендайзинга » Аптека улучшенной планировки

Аптека улучшенной планировки

 

Планировка торгового зала аптеки

Здравствуйте, дорогие читатели!

Что-то давненько мы с вами не говорили о мерчендайзинге.  Помните, мы «соблазнили прохожего»,  и он зашел в аптеку? Затем мы создали для него притягательную атмосферу в торговом зале.

Сегодня мы продолжим «ухаживать» за ним с помощью грамотной планировки торгового зала.

Мы же создаем с вами аптеку для человека? Значит, планировка аптеки должна быть такой, чтобы посетителям было, во-первых, удобно, а во-вторых, понятно, где что.

Но и о себе забывать не стоит. Арендованная площадь должна использоваться… нет, не по максимуму, а с умом.

Сейчас я вам расскажу, с какими ошибками планировки мне приходилось сталкиваться в аптеках закрытой формы выкладки.

Планировка торгового зала аптеки. Частые ошибки

Ошибка 1. Кассы расположены вне всякой логики, как для посетителя, так и для аптеки.

Посмотрите на эту схему:

неправильное расположение кассы в аптеке

 

Одна касса находится напротив входа. Другая – в глубине зала.

Куда пойдет большинство покупателей? Правильно. Прямо к кассе. Особенно, если туда нет очереди.

Какие отсюда следуют «минусы»?

Минусы для покупателя:  он лишен возможности увидеть много ценного, что есть на витринах и прикупить что-нибудь очень важное и полезное для себя, любимого, и для своей семьи.

Минусы для аптеки: нерационально используется арендованная площадь помещения, так как 2/3 зала работает через пень-колоду. Фактически это Емеля, валяющийся на печи.

Решение:

Если перенести «горячую» кассу вглубь зала, то покупатель пройдет бОльшую площадь, увидит больше товара, а ведь в аптеке так много классного! Не только от болячек, но и для здоровья!

Да и у «Емели» не будет шансов пристроиться там, где не нужно. Ну, разве что на небольшом пятачке в правом верхнем (на схеме) углу:

перенос кассы в аптеке

 

К тому же, если над этим местом дополнительно поработать (об этом мы обязательно поговорим), то трудиться будет практически вся площадь торгового зала!

Почему-то перенос кассы многими директорами аптек воспринимался как стихийное бедствие. Хотя ничего сложного тут нет. Да, возможно, аптеку придется закрыть на полдня. Но, поверьте, недополученная за это время прибыль окупится уже в первые дни. Конечно, если посещаемость аптеки хорошая.

Если нет, то сначала нужно работать над входящим трафиком.

Ошибка 2.

Имеется разделение между отделами по группам товаров.

Вот  что я однажды увидела:

расположение касс в аптеке

 

Здесь в одном отделе отпускают лекарственные препараты, причем, для внутреннего применения, в другом – наружные средства, Бады, гомеопатию.

А в глубине зала – отдел дополнительного льготного обеспечения.

И это еще не все. В «горячей» с точки зрения мерчендайзинга зоне находится место отдыха, которое занимает слишком большую часть зала.

Что получается? Покупатели преимущественно стоят в одну кассу.

Фармацевт, который работает в этой кассе, время от времени отправляет покупателей в другую за мазями или «натуральными» средствами.

Изредка заходят клиенты, которые направляются в отдел льготного отпуска.

Минусы для покупателей:

  • Иногда приходится стоять две очереди.
  • Бывает, что стоял в одну кассу, а нужна другая.
  • В итоге — раздражение: время потрачено зря.

Больше этот человек к вам не придет.
Минусы для аптеки:

  • Потеря клиентов по причинам, указанным выше.
  • Имидж «неудобной» аптеки.
  • Уменьшаются возможности комплексной продажи.
  • Половина денег на аренду вылетает «в трубу».

Решение

Рецептов, конечно, может быть несколько. Чтобы выбрать самый правильный, нужен анализ числа льготников и наблюдение за поведением покупателей.

Но ясно одно: аптека нуждается в кардинальных переменах.

К примеру, план «реанимационных» мероприятий для этой аптеки может быть таким:

  • Объединить товар в обоих отделах.
  • В глубине зала сделать кассу.
  • Отдел для льготников перенести напротив входной двери
  • Место отдыха лучше всего разместить слева от входа.
  • На его место перенести кассу с витринами, которые сейчас слева от входа.

Кстати, в моем городе есть такая аптека, где товар разделен по отделам. И если мне предлагают пройти за каким-то средством в другой отдел, я, как правило, ухожу с намерением купить то, что мне нужно, в другом месте. Вы спросите, почему?

Отвечаю:

Потому что во-первых, там всегда очередь. Во-вторых, в том отделе открытая форма продажи, значит, нужно оставлять пакет в сумочной. А мне этого делать ужасно не хочется, поскольку все это – трата драгоценных для меня минут. Вот так.

Ошибка 3.

Площадь торгового зала «гуляет».

Что я имею ввиду?

Посмотрите на эту фотографию:

нерациональное использование площади торгового зала

Как-то очень одиноко смотрится эта витрина посредине зала, не правда ли?

Так и хочется добавить ей «соседей». Ну, например, еще парочку.

А еще лучше, чтобы эти витрины были побольше размером. Ведь площадь позволяет!

Смотрите, какие возможности здесь  упущены:

  • Увеличение площади выкладки.
  • Расширение ассортимента.
  • Оформление специальных сезонных или тематических витрин.

Решение

Добавить еще 1-2 витрины в зависимости от площади торгового зала.

В результате будут в выигрыше все: и посетители, и аптека!

Ошибка 4. На самом деле, она такая же, как и третья.

Но есть нюанс. В общем, судите сами:

площадь для открытой выкладки

 

Как вам такая планировка аптеки? Так и чешутся руки сделать из этого шедеврального зала открытую выкладку.

Посмотрите только, какая площадь пропадает зря!

Решение понятно. Даже не будут сыпать себе соль на рану. :-)

Итак, резюмирую все, о чем мы говорили:

  • Располагайте кассы как можно дальше от входа в аптеку.
  • Не делите группы товаров между отделами.
  • Если позволяет площадь, ставьте дополнительные витрины.
  • При площади зала от 70 кв. м. делайте открытую выкладку.

Перевод аптеки на открытую форму продажи

повышает выручку минимум на 30%!

На сегодня все. Но разговор о планировке торгового зала аптеки мы обязательно еще продолжим.

Свои мнения, предложения, комментарии вы можете написать ниже в окошке комментариев.

Всем пока!

С любовью к вам, Марина Кузнецова

P.S. Полное руководство по мерчендайзингу в аптеке Вы можете приобрести здесь.

Поделитесь с друзьями!

Дорогие мои читатели!

Если статья вам понравилась, если вы хотите что-то спросить, дополнить, поделиться опытом, вы можете это сделать в специальной форме ниже.

Только, пожалуйста, не молчите! Ваши комментарии - это моя самая главная мотивация на новые творения для ВАС.

Буду вам крайне признательна, если вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Просто нажмите на кнопки соц. сетей, в которых вы состоите.

Внимание!

Кликанье по кнопкам соц. сетей повышает средний чек, выручку, зарплату, снижает сахар, давление, холестерин, избавляет от остеохондроза, плоскостопия, геморроя!

Большое вам спасибо!

   

11 комментариев

  1. Андрей Серебряков

    Здравствуйте. Очень приятный дизайн и вы хорошо пишете статьи, легко читаются.

    Мне приятно находится на таком сайте!

    Аптеку открывать не собираюсь, но вот об офисе подумываю.

    Ответить
    • Марина Кузнецова

      Спасибо, Андрей!

      Ответить
  2. seoonly.ru

    Всем не угодить(((

    Ответить
    • Марина Кузнецова

      Угодить-угодить :-) Было бы желание!

      Ответить
  3. Ирина

    Здравствуйте. Есть аптека, как на превой картинке с Емелей. Один-в-один! Только они еще на месте Емели цветок поставили, и к кассе слева покупатели не ходят, иногда открывают эту кассу для льготников. Кассу переставлять наотрез отказываются, работает основная касса , напротив входа практически. Трафик так себе, Конкуренты в соседнем доме. Не знаю, че делать с ними

    Ответить
  4. Марина Кузнецова

    Ирина, если владелец адекватный, то покажите ему проблему, его потери, ведь бизнес делается ради денег, а не ради того, чтобы «было» (хотя все может быть). Объясните подробно, что будет, если сделать так, как Вы предлагаете.

    Мы так и работали. После анализа аптеки — подробная беседа с директором аптеки или владельцем. Если он нас «слышит», начинаем внедрять наши предложения. Если «слышит» наполовину, то делаем только то, на что дал «добро» и объясняем, что и результат будет наполовину. :)

    Ответить
    • Ирина

      Я остановилась пока на перестановке без перемещения мебели, хотя там по правде говоря работы на 3-4 часа, накопители даже можно не трогать. Владелец- то адекватный, но повлиять на коллектив не может, легче всего начать кивать на конкурентов, цены, расположение и прочее.

      Ответить
  5. Оленька

    Здравствуйте! А как понять «открытая продажа»? Это как в супермаркетах?

    Ответить
    • Марина Кузнецова

      Не встречали таких, Оленька? ;-) Да, это аптеки, где витрины не имеют стекол, а в торговом зале расположено несколько гондол с товаром, и покупатели имеют к нему свободный доступ. В общем, действительно, как у супермаркете :) [flower] [flower] [flower]

      Ответить
  6. Ксения Сергеевна

    Очень интересно читать ваши статьи по мерчендайзингу и при этом анализировать аптеки, в которых я уже успела поработать.

    И хотелось рассказать про одну из них. :)

    Горячая касса была расположена прямо напротив входа, куда направлялся основной поток покупателей.

    Далее через проходик правее, была вторая касса. И постоянно приходилось кричать на всю очередь — «пройдите на среднюю кассу!» А ещё дальше через проходик, была третья касса и там была расположена открытая выкладка.

    Причем 1 и 2 кассы работали с лекарственными препаратами, а 3 касса — это косметика, бады, ортопедия и детские товары.

    И если была огромная очередь на первой кассе, со второй кассы человек кричал через проход — пройдите на соседнюю кассу. Так ещё и могло выяснится, что клиенту нужен был бад или косметика, то ему приходилось идти и снова стоять в очереди! Что практически никто не делал, просто разворачивались и уходили. Либо высказывали свое недовольство и тоже уходили.

    К тому же у нас крупная сеть и в аптеках расположены рации. Т. е. когда какого-то препарата не находится в нашей аптеке, я могу запросить о его наличии в других местах, по нашей сети. И эта рация есть только на 1 кассе. На 3 есть колонка, где слышен лишь запрос. Ответить они не могут. И вот стоит очередь, кто-то что-то спросил по рации, например какой-нибудь бандаж или косметику. И менеджеры с 3 кассы орут на весь зал — есть такое то или такое. Очень сложно, когда ты начинающий фармацевт и особо не понимаешь какие там нюансы и названия, тем более по товарам 3-го отдела, где у нас работают менеджеры, а тебе нужно все это проговорить в рацию!

    И часто из кабинета вылетает заведующая и кричит — что спросили?! А ты не услышал или не ответил. Там такое начиналось [:-|] просто ад! Главное правило было — отвечать на телефонные звонки и рацию, так как это потенциальные покупатели, а кто в очереди стоит, тот никуда уже не денется [:--_)]

    Вот такая история :)

    P. S. Когда работала на средней кассе, а человек с первой например шёл обедать, старалась стоять посерединке между отделами, чтобы не дай Бог не пропустить мимо ушей запрос и не получить нагоняй. Либо бросала покупателей и бежала отвечать... И стук каблуков по полу от бегущей заведующей вызывал у меня только страх и нервный так. Вобщем это было что-то [:-|]

    Ответить
    • Марина Кузнецова

      Это, действительно, кошмар, Ксения Сергеевна! [:-|] [flower]

      Ответить

:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]